Кропивницький, Україна adm.iscm@gmail.com

Менеджмент НДО

Editor's Choice

Конфликт в психологии определяется как "столкновение противоположно направленных совместимых друг с другом тенденций, отдельно взятого эпизода в сознании, межличностных воздействиях или в межличностных взаимоотношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными переживаниями"

В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая:

· либо противоречивые позиции сторон по какому-либо вопросу, поводу;

· либо противоположные цели и средства их достижения в данных обстоятельствах;

· либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов.

Общая черта часто конфликтующих людей - недостаток гибкости, т.е. способности измениться в соответствии с требованиями среды, ситуации, момента.

У одних это проявляется в чрезмерной подвижности, неторопливости, у других, наоборот в инертности, заторможенности.

Так, экстраверт (человек с преимущественной направленностью на мир внешних объектов) подчас открыто высмеивает интроверта (человека с преимущественной направленностью на собственный, субъективный мир), который ему представляется "хитрым", "зазнающимся", либо "злым" человеком; ригидный (инертный) субъект выражает свое презрение мобильному как; "балаболке" и "попрыгунчику". В такой ситуации исходное расхождение характеров легко; обрастает взаимными обидами, основанными на ущемлении достоинства (либо амбиций) конфликтующих.

Если "жало" конфликта заключается в психологической несовместимости людей, то следует ЗАПОМНИТЬ: человека надо принимать таким, какой он есть, поняв его индивидуальные особенности.

Избежать ненужных ссор и обид можно, зная особенности негативных проявлений межличностного реагирования.

К наиболее типичным негативным (примитивным) реакциям относятся:

Реакция амбиции: Проявляется в том, что получив информацию, придающую вес или значение другому лицу, субъект незамедлительно старается принизить его значение, одновременно подчеркивая собственный вес в глазах других. Предметом похвалы может быть что угодно: больной хвалится болезнью; нищий тем, что он более нищ, чем его собеседники; преступник -тем, что он более преступен, чем его слушатели -преступники и т.д.

Реакция самодовольства: Получив какие-либо блага, иной субъект тут же хвастает этим перед другими. Причем особое удовольствие ему доставляет проявление зависти со стороны других.

Реакция злорадства: Видя неудачу или провал кого-либо из окружающих, субъект не скрывает своей радости: "Мало, чтобы мне было хорошо: надо чтобы другим было плохо".

Реакция агрессии: Чувствуя безнаказанность, субъект оскорбляет, угрожает, а то и пускает в ход грубую силу. Агрессивность такого субъекта отличается несоразмерной с ситуацией жестокостью. Она объясняется раздутой амбицией и глубокой нечувствительностью к страданиям другого.

Честные и равноправные отношения между людьми возможны только там, где усмирены и дискредитированы реакции: амбиции, самодовольства, зависти, злорадства и т.д.

Важным условием эффективного общения является умение слушать:

Слушание - это не только молчание, а более сложный процесс, в ходе которого межу людьми устанавливаются связи, возникает взаимопонимание. Важным моментом общения является момент обратной связи, благодаря которому у собеседника создается впечатление, что он говорит не в пустоту, а с человеком, который слушает и понимает его. В любом высказывании имеется два уровня: информационный и эмоциональный. Обратная связь тоже может быть двух видов - отражение информации и отражение чувств говорящего.

Реакция слушателя, приемы слушания могут быть различными:

Глухое молчание (видимое отсутствие реакции).

Поддерживание ("ага", "угу", "да-да", кивание подбородком).

Эхо-реакция - повторение последнего слова говорящего.

"Зеркало"- повторение последней фразы собеседника с изменением порядка слов.

"Парафраз" - передача содержания высказывания партнера другими словами.

Побуждение ("Ну и... что дальше?").

Уточняющие вопросы ("Что ты имел ввиду?").

Наводящие вопросы (Что? Где? Когда? Почему? Зачем?).

Оценки, советы.

Продолжение (когда слушатель вклинивается в речь и пытается завершить фразу, подсказывает слова).

Эмоции ("ух", "ах", "здорово", "смех", "скорбная мина").

"Хамоватые реакции" ("глупости", "ерунда все это").

Расспрашивание (задает вопрос за вопросом, не объясняя цели).

Пренебрежение к партнеру (не обращает на него внимания, не слушает, игнорирует партнера, его слова).

 

* - Азарова Т.В., Абрамов Л.К. Общественно-деловые отношения НГО - Кировоград, ЦПТИ, 1999 - 80 с.

 

 

 

Editor's Choice

 

ДОМИНАНТНЫЙ СОБЕСЕДНИК

Когда такой собеседник испытывает потребность обратиться к вам, его не слишком заботят соображения типа "уместно ли", "не помешаю ли", поймут ли". Он настроен непременно повлиять: если он силен физически, то вызвать у вас робость; если умен - вызвать у вас впечатление превосходящего ума... Это у него получается непроизвольно, однако такую его настроенность можно почувствовать по осанке, мимике, взгляду.

Вы видите, что он человек жесткий, напористый, легко перебивает, зато повышая голос, не дает перебить себя.

Если межу вами разлад, он язвительно насмешлив, либо резок и груб, либо презрительно замкнут. Ему очень нелегко признать свою неправоту, даже если она очевидна. Такой собеседник втайне уважает вас, если вы умеете проявить выдержку и не подаетесь его влиянию. Но если вы и сами доминантный человек, то между вами легко может вспыхнуть ссора и возникнуть вражда. Спокойно держитесь независимой точки зрения, но избегайте пресекать или высмеивать используемые им силовые приемы.

Неуёмный и "самовлюбленный "доминант"" часто невыносим. Но в определенных ситуациях люди данного склада весьма ценны: они умеют принимать решения и брать на себя ответственность за происходящее. Если же они наделены благородством и великодушием, то становятся любимцами в своей среде.

НЕДОМИНАНТНЫЙ СОБЕСЕДНИК

Он уступчив и легко теряется, не позволяет себе перебить вас, но терпеливо сносит, когда вы перебиваете его. Ссора тяготит и пугает его.

Недоминантный собеседник нуждается в поощрении, подбадривании с вашей стороны (лучше не словами, а взглядом). В противном случае вы рискуете недооценить важность того, что он хотел бы вам сказать. Он склонен перекладывать ответственное решение на вас, но тут-то и уместно дать ему почувствовать , что он в состоянии сам принять решение.

МОБИЛЬНЫЙ СОБЕСЕДНИК

Речь его быстра, даже тороплива; одно выражение лица сменяется другим. Высказав что-либо, он непроизвольно торопит вас с ответом - вы замечаете это по нетерпеливому взгляду, жесту. Стиль его высказываний неряшлив, он пропускает отдельные слова и не "закругляет" предложения, рассчитывая на то, что вы его поймете. Смысл для него важнее словесного "облачения".

Продолжительная беседа на одну и ту же тему для него почти невыносима. Он отвлекается на побочные соображения, на звучащий кстати анекдот или житейский случай - лишь бы внести разнообразие в беседу.

Проститься с ним также легко, как и разговаривать. Он невзыскателен в отношении формы и ритуалов завершения разговора и с готовностью переходит к очередным занятиям.

РЕГИДНЫЙ СОБЕСЕДНИК

Ему требуется некоторое время, чтобы включиться в беседу с вами, даже если он вполне решительный, уверенный в себе человек. Слушает внимательно. Смотрит на все изучающее, Говорит неспешно, вдумчиво. Мысль излагает подробно, фразы строит как можно более понятно, стремясь, чтобы слово поточнее передавало смысл. Не любит, чтобы его перебивали, и находит это несправедливым: он ведь не перебивает вас!

Общение с ним в какой-то степени изматывает вас, если вы нетерпеливый человек. Распроститься с ним сразу невозможно, так как он попытается в конце диалога расставить все точки над "Р\ подвести итог беседы.

Будьте терпеливы в общении с ригидным собеседником. Торопить его, раздражаться - значит усугублять взаиморасхождения. Так недолго и ошибиться в оценке ума собеседника.

ЭКСТРАВЕРТИВНЫЙ СОБЕСЕДНИК

Направленность на партнерство у него почти постоянное, легко ли, тяжело ли на душе. Ему нужен, скорее, кто-нибудь, чем кто-то конкретно. Он не считает, что незнакомый человек может его не понять (он скорее подумает: "Может, но не хочет"). Сам он также уверен в свое способности понять любого. Ему непонятно .например, как это другой человек не желание общаться... Он однозначно практикует подобную позицию партнера как враждебную обиженную и ... бросается за объяснениями: "Что случилось?", "Что не так?", "Кто обидел?"

Он импонирует вам непосредственной теплотой, готовностью помочь. Однако его дружелюбие поверхностно и не слишком стойко. Одни и те же лица его тяготят - ему требуете разнообразие. Он любопытен и в первую очередь к людям: к их достоинствам и порокам, явным и тайным сторонам их жизни. Ему доставляет удовольствие немного посплетничать Но из этого не следует, что он откажется помочь человеку, о котором вчера говорил дурно ил с насмешкой.

При контакте с экстравертом желательно не разрушать столь естественную для него атмосфер взаимной симпатии. Его "перехлесты" (жажда внимания, излишнее любопытство поверхностность) лучше всего умеривать беззлобной иронией, поскольку он боится выглядеть смешным. Полный внимания к окружающим, он жаждет такого же внимания к себе. Чтоб привлечь внимание, он подчас становится эксцентричным в высказываниях, подхватывать новинки в моде, готов даже на неблаговидную выходку - лишь бы заставить людей говорить себе. В случае ссоры он не держит обиды и завтра по-свойски обнимается с тем, с кем повздорил сегодня.

ИНТРОВЕРТИВНЫЙ СОБЕСЕДНИК

Он тяготится контактами, считая что людям все равно его не понять. Он не делится радостями и горестями с другими, а переживает их "внутри себя". Он молчун, а если высказывается, то слишком "темно" или вразрез с общим мнением. Для него проблема обратиться к прохожему с элементарным вопросом.

Он не любит ежедневных встреч и разговоров на различные темы. Неспособность без напряжения постичь другого как личность порождает у него подозрительность и тенденцию пристрастно толковать чужие поступки. Зато, если он поверил вам, привязался к вам, это надолго.

Имея дела с интровертом лучше избегать панибратства и всякой личной тематики. Держитесь учтиво, но суховато, старайтесь побольше молчать и будьте готовы к затяжным паузам в беседе. Лучше с ним говорить с глазу на глаз: в этом случае он может "потеплеть", "раскрыться".

За пониманием специфики личности собеседника во всех случаях должно следовать уважение к этой личности и признание достоинств этой специфики. Только в этом случае мы получим шанс наладить с партнером разумный и взаимоприемлемый контакт.

 

* - Азарова Т.В., Абрамов Л.К. Общественно-деловые отношения НГО - Кировоград, ЦПТИ, 1999 - 80 с.

 

Editor's Choice

Поняття "менеджмент" багатозначне.

Менеджмент це:

  • систематизована сукупність теоретичних і практичних знань про керування соціотехнічними системами; ієрархія керування, адміністративні одиниці, спеціалісти й інші виконавці;

  • влада і мистецтво керівництва. Це авторитет посади, авторитет менеджера, обов'язки підлеглих виконувати його розпорядження;

  • засіб і манера спілкування з людьми під час проведення ділових нарад, переговорів, телефонних розмов та інше;

  • адміністративні уміння та навички керівника, що дозволяють йому організувати ефективну роботу апарату керування;

  • сукупність принципів, методів, засобів і форм управління виробництвом з метою підвищення його ефективності.

У нашому контексті менеджмент - це спеціально організоване управління галуззю культури і закладами, що складають її систему, для досягнення визначеної цілі і підвищення ефективності як системи в цілому, так і її окремих елементів.

При цьому, під керуванням ми розуміємо процес планування, організації, керівництва, мотивації і контролю роботи співробітників організації для досягнення визначених цілей.

 

* - Азарова Т.В., Абрамов Л.К. Менеджмент у сфері культури - Кіровоград, ЦПТІ, 2000

 

 

 

Editor's Choice

 

 

Причинами плохой коммуникации могут быть:

  • стереотипы - упрощенные мнения относительно отдельных лиц или ситуации, в результате отсутствует объективный анализ и понимание людей, ситуации, проблемы,

  • "предвзятые представления" - склонность отвергать все, что противоречит собственным взглядам, что ново, необычно. ("Мы верим тому, чему хотим верить"), Мы редко осознаем, что толкование событий другим человеком столь же законно, как и наше собственное;

  • плохие отношения между людьми, так как если отношение человека враждебное, то трудно убедить его в справедливости вашего взгляда;

  • отсутствие внимания и интереса собеседника, а интерес возникает, когда человек осознает значение информации для себя: с помощью этой информации можно предупредить нежелательное развитие событий;

  • пренебрежение фактами, т.е. привычка делать выводы - заключения при отсутствии достаточного числа фактов;

  • ошибки в построении высказываний: неправильный выбор слов, сложность общения, слабая убедительность, нелогичность;

  • неверный выбор стратегии и тактики.

 

* - Азарова Т.В., Абрамов Л.К. Общественно-деловые отношения НГО - Кировоград, ЦПТИ, 1999 - 80 с.

 

Editor's Choice

Сучасний менеджмент розглядає будь-яку виробничу систему як соціотехнічну, і виділяє в ній дві постійно діючі підсистеми:

 

  • технічну, що містить у собі не тільки машини, верстати, устаткування, усі   види   технологій,   але   й   управлінські   знання,   організаційні структури,   методи   стратегічного   планування,   розробку   проектів робочих місць, технічні засоби і навички роботи, рівень класифікації і підготування робочої сили, її фаховий склад;
  • соціальну,   що   включає   усі   форми   морального   і   матеріального стимулювання праці, стиль керування, приєднаність працівників і службовців до вироблення рішень, можливості просування по службі, організаційну культуру й ін.
Західні дослідники виділяють шість характеристик соціотехнічної системи, шо значною мірою визначають успіх у конкурентній боротьбі й одночасно відбивають рівень розвитку сучасного управлінського мислення:
  • організаційна філософія, що базується на розумінні робітниками підприємств і закладів своєї цілі, і свого призначення, і що включає в себе готовність робітників розділити з адміністрацією відповідальність за результати діяльності;
  • організаційна культура управління, що забезпечує всім робітникам права для участі в управлінні, новий пвдхід до оцінки ролі виконавців у процесі прийняття рішень (замість соціалізації робітника в ефективному виконанні якоїсь однієї операції виникає попит на робітників, спроможних виконувати біль широкий діапазон функцій;
  • нова схема розміщення устаткування, засобів, механізмів, інструментів. Вона повиннв відповідати потребам бригадної форми організації праці і забезпечувати прискорене завершення обсягів робіт;
  • нові методи і форми підготовки і перепідготовки кадрів. Більш гнучка кадрова політика, спрямована на гарантування зайнятості. Навчання повинно гарантуватися на оволодінні широким спектром професій і знань, що дозволяють робітникам виконувати багато функцій, опановувати суміжні факти й освоювати так звані професії майбутнього;
  • нові критерії оцінки економічної ефективності використання технологій і капіталовкладень у розвиток виробництва, досягнення при цьому технічного оснащення управлінської діяльності.
* - Азарова Т.В., Абрамов Л.К. Менеджмент у сфері культури - Кіровоград ЦПТІ, 2000

 

 

Сторінка 4 із 9