- Абрамов Л.К
- Менеджмент НДО
- Read Time: 1 min
- Перегляди: 2288
Конфликт в психологии определяется как "столкновение противоположно направленных совместимых друг с другом тенденций, отдельно взятого эпизода в сознании, межличностных воздействиях или в межличностных взаимоотношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными переживаниями"
В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая:
· либо противоречивые позиции сторон по какому-либо вопросу, поводу;
· либо противоположные цели и средства их достижения в данных обстоятельствах;
· либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов.
Общая черта часто конфликтующих людей - недостаток гибкости, т.е. способности измениться в соответствии с требованиями среды, ситуации, момента.
У одних это проявляется в чрезмерной подвижности, неторопливости, у других, наоборот в инертности, заторможенности.
Так, экстраверт (человек с преимущественной направленностью на мир внешних объектов) подчас открыто высмеивает интроверта (человека с преимущественной направленностью на собственный, субъективный мир), который ему представляется "хитрым", "зазнающимся", либо "злым" человеком; ригидный (инертный) субъект выражает свое презрение мобильному как; "балаболке" и "попрыгунчику". В такой ситуации исходное расхождение характеров легко; обрастает взаимными обидами, основанными на ущемлении достоинства (либо амбиций) конфликтующих.
Если "жало" конфликта заключается в психологической несовместимости людей, то следует ЗАПОМНИТЬ: человека надо принимать таким, какой он есть, поняв его индивидуальные особенности.
Избежать ненужных ссор и обид можно, зная особенности негативных проявлений межличностного реагирования.
К наиболее типичным негативным (примитивным) реакциям относятся:
Реакция амбиции: Проявляется в том, что получив информацию, придающую вес или значение другому лицу, субъект незамедлительно старается принизить его значение, одновременно подчеркивая собственный вес в глазах других. Предметом похвалы может быть что угодно: больной хвалится болезнью; нищий тем, что он более нищ, чем его собеседники; преступник -тем, что он более преступен, чем его слушатели -преступники и т.д.
Реакция самодовольства: Получив какие-либо блага, иной субъект тут же хвастает этим перед другими. Причем особое удовольствие ему доставляет проявление зависти со стороны других.
Реакция злорадства: Видя неудачу или провал кого-либо из окружающих, субъект не скрывает своей радости: "Мало, чтобы мне было хорошо: надо чтобы другим было плохо".
Реакция агрессии: Чувствуя безнаказанность, субъект оскорбляет, угрожает, а то и пускает в ход грубую силу. Агрессивность такого субъекта отличается несоразмерной с ситуацией жестокостью. Она объясняется раздутой амбицией и глубокой нечувствительностью к страданиям другого.
Честные и равноправные отношения между людьми возможны только там, где усмирены и дискредитированы реакции: амбиции, самодовольства, зависти, злорадства и т.д.
Важным условием эффективного общения является умение слушать:
Слушание - это не только молчание, а более сложный процесс, в ходе которого межу людьми устанавливаются связи, возникает взаимопонимание. Важным моментом общения является момент обратной связи, благодаря которому у собеседника создается впечатление, что он говорит не в пустоту, а с человеком, который слушает и понимает его. В любом высказывании имеется два уровня: информационный и эмоциональный. Обратная связь тоже может быть двух видов - отражение информации и отражение чувств говорящего.
Реакция слушателя, приемы слушания могут быть различными:
Глухое молчание (видимое отсутствие реакции).
Поддерживание ("ага", "угу", "да-да", кивание подбородком).
Эхо-реакция - повторение последнего слова говорящего.
"Зеркало"- повторение последней фразы собеседника с изменением порядка слов.
"Парафраз" - передача содержания высказывания партнера другими словами.
Побуждение ("Ну и... что дальше?").
Уточняющие вопросы ("Что ты имел ввиду?").
Наводящие вопросы (Что? Где? Когда? Почему? Зачем?).
Оценки, советы.
Продолжение (когда слушатель вклинивается в речь и пытается завершить фразу, подсказывает слова).
Эмоции ("ух", "ах", "здорово", "смех", "скорбная мина").
"Хамоватые реакции" ("глупости", "ерунда все это").
Расспрашивание (задает вопрос за вопросом, не объясняя цели).
Пренебрежение к партнеру (не обращает на него внимания, не слушает, игнорирует партнера, его слова).
* - Азарова Т.В., Абрамов Л.К. Общественно-деловые отношения НГО - Кировоград, ЦПТИ, 1999 - 80 с.